В ДОУ функционирует 1 группа комбинированной направленности для детей с задержкой психического развития.
Коррекционно-развивающая работа в группе комбинированной направленности строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР и заключений Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК).
Обучение в группе комбинированной направленности осуществляется по АООП ДО ЗПР.
Цель реализации АООП – является обеспечение условий для дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей. Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной абилитации и социализации, развития личности детей дошкольного возраста с ЗПР, формирование и развитие компетенций, обеспечивающих преемственность между первой (дошкольной) и второй ступенью образования (начальной школой).
Важным условием реализации АООП является составление индивидуального образовательного маршрута, который даёт представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы: раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Функции участников образовательного процесса
Непосредственную реализацию коррекционно-образовательной программы осуществляют следующие педагоги под общим руководством заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе, старшего воспитателя:
Учитель-дефектолог реализует следующие направления: формирование целостного представления о картине мира с учетом возрастных и специфических особенностей развития детей с ЗПР; формирование элементарных математических представлений; комплексные коррекционно-развивающие занятия. Учитель-дефектолог также проводит индивидуальные занятия, решая задачи профилактики и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы, познавательного и речевого развития, формирования общей структуры деятельности у детей с ЗПР.
Учитель-логопед проводит занятия, направленные на развитие коммуникации и связной речи, подготовку к обучению элементарной грамоте. Основная функция учителя-логопеда – коррекция недостатков фонематической, произносительной и лексико-грамматической сторон речи во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с ребенком и в процессе индивидуальных занятий.
Педагог-психолог основное внимание уделяет коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы, формировании произвольной регуляции поведения, коммуникации, развитии социальных компетенций и представлений, межличностных отношений.
Особая роль в реализации коррекционно-педагогических задач принадлежит инструктору по физической культуре и музыкальному руководителю. Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, координационных способностей, развитию правильного дыхания, координации речи и движения. Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма, мелодики, силы и выразительности голоса, развитие слухового восприятия.
С группой детей работают два воспитателя, которые реализуют задачи образовательной Программы в пяти образовательных областях. Задачи коррекционно-развивающего компонента программы воспитатели реализуют в процессе режимных моментов, совместной с детьми деятельности и самостоятельной деятельности детей, проведении групповых и подгрупповых занятий, предусмотренных расписанием непосредственной образовательной деятельности. Воспитатель по согласованию со специалистом проводит индивидуальную работу с детьми во второй половине дня. В это время по заданию специалистов (учителя-дефектолога и учителя-логопеда) воспитатель планирует работу, направленную на развитие общей и мелкой моторики, сенсорных способностей, предметно-практической и игровой деятельности, закрепляются речевые навыки. Работа организуется в форме игры, практической или речевой деятельности, упражнений.
Важным направлением в деятельности педагогов является консультирование и просвещение родителей в вопросах, касающихся особенностей развития детей с ЗПР, причин их образовательных трудностей, а также обучение родителей и педагогов методам и приемам работы с такими детьми, вовлечение родителей в педагогический процесс.
Время консультаций
Учитель-дефектолог М. В. Пахомова: вторник 17.00 - 18.00 - Консультирование по вопросам сенсомоторного развития, развития познавательной сферы
Учитель-логопед Л. П. Кузьменко: пятница 16.00 - 17.00 - Консультирование по вопросам речевого развития
Оформление предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда учитывает целостность образовательного процесса, в заданных ФГОС ДО образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
Для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов групповое помещение оборудовано развивающими уголками и центрами, имеющими необходимое оснащение:
1. Центр игры (социально-коммуникативное развитие);
2.Физкультурно-оздоровительный центр (физическое развитие);
3. Центр науки (познавательное развитие);
4. Центр конструирования (познавательное развитие);
5. Центр интеллектуального развития (познавательное развитие);
6. Центр речи (речевое развитие)
7. Центр книги (речевое развитие)
8. Центр музыки (музыка);
9. Центр художественного творчества (художественно-эстетическое развитие);
10. Центр театрализованной деятельности (речевое, художественно-эстетическое развитие);
11. Центр экологии (познавательное развитие).
Для реализации АООП в дошкольном учреждении имеются отдельные кабинеты для занятий с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом.
Оснащение предметно-развивающей среды
Вид помещения. Функциональное использование |
Оснащение |
Кабинет учителя-дефектолога, педагога-психолога Психолого-педагогическая диагностика, Коррекционная работа с детьми, Индивидуальные консультации |
Детская мебель Компьютерный стол Моноблок Диагностический материал для психолого-педагогического обследования детей Игровой материал Песочный стол Развивающие игры и др. |
Кабинет учителя-логопеда Занятия по коррекции речи Консультативная работа с родителями и педагогами. |
Содержание РППС с учетом направлений коррекционно-развивающей работы
Модули |
Содержание модуля |
Перечень оборудования |
Коррекция и развитие психомоторных функций у детей |
упражнения для развития мелкой моторики; гимнастика для глаз; игры на снятие мышечного напряжения; простые и сложные растяжки; игры на развитие локомоторных функций; комплексы массажа и самомассажа; дыхательные упражнения; игры на развитие вестибулярно-моторной активности; кинезиологические упражнения |
Сортировщики различных видов, блоки с прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением; игрушки с вставными деталями и молоточком для «забивания»; наборы объемных тел повторяющихся форм, цветов и размеров для сравнения; различные бусы; шнуровки; набор из ударных музыкальных инструментов, платков, лент, мячей для физкультурных и музыкальных занятий; доски с прорезями и подвижными элементами; наборы для навинчивания; набор для подбора по признаку и соединения элементов; наборы ламинированных панелей для развития моторики; лабиринты с шариками; пособия по развитию речи; массажные мячи и массажеры различных форм, размеров и назначения; стол для занятий с песком и водой |
Коррекция эмоциональной сферы |
преодоление негативных эмоций; игры на регуляцию деятельности дыхательной системы; игры и приемы для коррекции тревожности; игры и приемы, направленные на формирование адекватных форм поведения; игры и приемы для устранения детских страхов; игры и упражнения на развитие саморегуляции и самоконтроля |
Комплект деревянных игрушек-забав; набор для составления портретов; костюмы, ширмы и наборы кукол для разных видов театра; музыкальные инструменты; конструктор эмоций, игры на изучение эмоций и мимики; сухой бассейн, напольный балансир |
Развитие познавательной деятельности |
игры на развитие концентрации и распределение внимания; игры на развитие памяти; упражнения для развития мышления; игры и упражнения для развития исследовательских способностей; упражнения для активизации познавательных процессов |
Пирамидки с элементами различных форм; доски с вкладышами и рамки-вкладыши по различным тематикам; наборы объемных вкладышей; наборы кубиков с графическими элементами на гранях и образцами сборки; мозаики; конструкторы из различных материалов с различными видами крепления деталей; игровые и познавательные наборы с зубчатым механизмом; наборы геометрических фигур плоскостных и объемных; наборы демонстрационного и раздаточного счетного материала разного вида; пособия для изучения состава числа; наборы для изучения целого и частей; наборы для сравнения линейных и объемных величин; демонстрационные часы; оборудование и инвентарь для исследовательской деятельности; предметные и сюжетные тематические картинки; игры-головоломки |
Формирование высших психических функций |
игры и упражнения для речевого развития; игры на развитие саморегуляции; упражнения для формирования межполушарного взаимодействия; игры на развитие зрительно-пространственной координации; упражнения на развитие концентрации внимания, двигательного контроля и элиминацию импульсивности и агрессивности; повышение уровня работоспособности нервной системы |
Различные бусы; разные виды домино; лото; игра на изучение чувств; тренажеры для письма; аудио- и видеоматериалы; логические пазлы; наборы карт с заданиями различной сложности на определение «одинакового», «лишнего» и «недостающего»; планшет с передвижными фишками и тематическими наборами рабочих карточек с возможностью самопроверки; трансформируемые полифункциональные наборы разборных ковриков |