Обучающийся (воспитанник) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.
Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). Прохождение ТПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ТПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным. Для зачисления в группы, обучающие детей по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования, и создания специальных условий родители (законные представители) ребенка должны написать Заявление
Когда необходимо заключение ТПМПК Амурского муниципального района:
- Потребность ребенка в специальных условиях обучения и воспитания
- Переход с одного уровня образования на следующий
- Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет
- Определение степени компенсации имеющихся нарушений (для детей, обучавшихся по АООП)
Специальные условия для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья
- Образовательные программы (АОП), методы обучения и воспитания;
- учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника);
- проведение коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций.
Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!
Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития:
-
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-
дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
-
дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
-
дети с ослабленным соматическим здоровьем;
-
дети с тяжёлыми нарушениями речи;
-
дети с задержкой психического развития;
-
дети с умственной отсталостью;
-
дети с расстройством аутистического спектра;
-
дети с сочетанными дефектами развития.
Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание.
При организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья руководство и педагоги детского сада опираются на следующие нормативно-правовые документы:
ФЗ № 46 от 03.05.2012 г. "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
Организация работы детьми с ОВЗ разных групп строится с учётом возможностей нашего детского сада. В саду функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, особенности работы данных групп раскрыты на странице Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Для детей с задержкой психического развития в ДОУ открыта группа комбинированной направленности. Для детей с ослабленным соматическим здоровьем медсестрой ДОУ разработан комплекс закаливающих мероприятий, которые она проводит совместно с педагогами детского сада. Дети с ОВЗ остальных групп нарушений получают помощь специалистов психолого-педагогического консилиума ДОУ. С работой консилиума можно ознакомиться на странице ППк Для детей с ОВЗ, не посещающих детский сад, психолого-педагогическая помощь может быть организована через Консультативный пункт и Психолого-педагогической службу по сопровождению детей от 0 до 3 лет