В ДОУ функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. К данной категории относятся дети с заключениями:
- алалия I – III уровня,
- дизартрия,
- ринолалия,
- афазия,
- ОНР I – III уровня.
Основной численный состав детей групп компенсирующей направленности имеет заключение Территориальной ПМПК – ОНР II, III уровня. Целью коррекционной-развивающей работы является построение коррекционной системы воспитания и обучения в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
В группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Система коррекционных мероприятий предусматривает работу с детьми со вторым, вторым – третьим, третьим и четвертым уровнем речевого развития от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для детей с первым, первым - вторым уровнем речевого развития составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты. Коррекционная работа осуществляется в течение 2 лет (старшая и подготовительная группы). На каждого ребенка заводится Индивидуальная карта коррекции и отслеживания динамики развития речевых и психомоторных функций ребенка с ТНР , в которой отражаются нарушения в развитии ребенка, план коррекции и результаты мониторинга динамики развития. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителя, воспитателя и специалистов ДОУ.
Функции участников образовательного процесса
Учитель-логопед: фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия, индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель: фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи; экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность; игры, упражнения на восприятие цвета и формы; беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Педагог – психолог: индивидуально-подгрупповые коррекционные занятия с применением дидактических игр и упражнений на развитие психологической базы речи, развитие психических процессов, развитие слухового восприятия.
Музыкальный руководитель: музыкально-ритмические игры; упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; этюды на развитие выразительности мимики, жеста; игры-драматизации.
Родители: игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка; осуществление контроля за выполнением заданий и произношением ребенка; выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Специалисты, работающие с детьми групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:
Ю. Н. Буркова - учитель-логопед;
Т. В. Пилипенко - учитель-логопед;
М. В. Пахомова - воспитатель;
П. М. Данилова - воспитатель;
Т. В. Касаткина - воспитатель;
О. В. Орёл - музыкальный руководитель.
Время консультаций
Учитель-логопед Т. В. Пилипенко: понедельник, среда 17:00 - 18:00
Учитель-логопед Ю. Н. Буркова: вторник, четверг 17:00 - 18:00
Оформление предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям Образовательной программы учреждения. Группа имеет огражденный прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием. Группа воспитанников седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинский кабинеты, музыкальный зал, физкультурный зал.
В групповом помещении представлены следующие развивающие центры и уголки, имеющие необходимое оснащение:
-
центр экспериментирования;
-
центр формирования ЭМП и конструирования;
-
уголок природы;
-
центр патриотического воспитания;
-
театральный уголок;
-
центр физического развития;
-
книжный уголок;
-
центр развития и коррекции речи;
-
уголок ИЗО.
Кабинет учителя-логопеда поделен на следующие зоны:
-
зона развития артикуляционной моторики и речевого дыхания;
-
зона сенсомоторного развития;
-
зона релаксации и консультирования;
-
зона интерактивного обучения: интерактивная доска; ПК;
-
учебная зона.
Оснащение логопедического кабинета
Логопедический кабинет ДОУ оснащен мебелью:
Столы для занятий по подгруппам – 5 шт.
Стулья детские – 14 шт.
Шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы – 8 шт.
Настенные зеркала 40x100 см на стойках для индивидуальной работы над звукопроизношением – 2 шт.
Зеркала d15 см – 10 шт.
Столы возле настенных зеркал для индивидуальной работы с детьми – 2 шт.
Мобильный песочный стол с подсветкой.
Наборы логопедических зондов – 2 шт.
Массажеры для лица и языка – 2 шт.
Антисептические средства для обработки зондов.
Наглядный материал по развитию речи, систематизированный по разделам программы
Наглядный материал для обследования речи детей – 2 комплекта.
Учебные пособия в виде карточек с индивидуальными заданиями.
Альбомы для работы над звукопроизношением по группам часто нарушаемых звуков.
Различные речевые игры в соответствии с программными требованиями.
Методическая литература.
Полотенца – 2 штуки.
Мыло жидкое с антисептиком – 1 флакон.
Бумажные салфетки.
Технические средства:
Интерактивная доска
Система звукозаписи и звуковоспроизведения (магнитофон).
Ноутбуки (5 шт.).
Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир).
Цифровые информационные носители (аудиокассеты, диски, флэш-карты):
-
«Веселый язычок»,
-
«Динамические упражнения»,
-
«Пальчиковая гимнастика»,
-
«Голоса птиц»,
-
«Звуки леса»,
-
«Уроки логопеда»
-
«Учимся говорить»,
-
«Уроки Бабы Яги»,
-
компьютерные игры творческой группы по использованию ИКТ с дошкольниками,
-
компьютерные программы для коррекции речевого развития